Le Raux (обсуждение | вклад) |
Le Raux (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие несвойственные этому вещи. | + | Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи. |
Данная статья отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие. | Данная статья отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие. | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
Всего стандартом Red Book, описывающим формат Compact Disc Digital Audio, предусмотрено три типа данных | Всего стандартом Red Book, описывающим формат Compact Disc Digital Audio, предусмотрено три типа данных | ||
− | * Table of Content или TOC — | + | * '''Table of Content''' или '''TOC''' — разметка диска, определяющая его размер, количество сессий\дорожек и зазоров между ними. То есть, это суть та же разметка (или плейлист) в формате *.cue, только перенесённая на диск. |
− | * Track или дорожка — | + | * '''Track''' или '''дорожка''' — непосредственно звуковой отрывок, имеющий начало и конец, прописанный в TOC. |
− | * Gap (pre-gap | + | * '''Gap''' (pre-gap) или '''зазор''' — пауза между треками, т.е. попросту тишина, забитая нулевыми битами. Зависит от прописанного в TOC параметра, индивидуального для каждого межтрекового зазора. |
+ | |||
+ | С каждым из перечисленных компонентов может быть связана та или иная проблема, симптоматика которой позволяет определить её источник. | ||
+ | |||
+ | ==Проблемы с чтением болванок== | ||
+ | Как только мы убедились, что проблема с чтением CD-R записей не является следствием выходящего из строя считывателя на ПКД, т.е. проблема «плавающая» и зависит исключительно от конкретной записи, можно приступать к диагностике проблем. | ||
+ | |||
+ | ===Диск не считывается вообще=== | ||
+ | Обыкновенно это выглядит так — диск крутится, крутится, после чего выкидывает «No disc», «Error» и т.п. Очевидно, проблема в том, что TOC был неправильно записан. Обыкновенно причиной этого являются — | ||
+ | — плохо изготовленный блин | ||
+ | — неправильно выставленное смещение записи | ||
+ | |||
+ | ===Диск считывается, но играет с треском=== | ||
+ | Часто, «особенность» записи проявляется лишь к середине-концу диска. Выражается она в характерных щелчках, периодических «цоканьях» и цифровом шуме на громких моментах. | ||
+ | |||
+ | ===Диск считывается, но теряется при перемотке=== | ||
+ | Проблема, в основном, возникает при неправильно нанесённой разметке, не совпадающей или вообще отсутствующей в местах «стыков» треков меж собой. Проблема может нести как программный, так и аппаратный характер. | ||
+ | |||
+ | Проблемой потери дорожки периодически грешит утилита Feurio! при выставлении нулевых зазоров между треками на некоторых моделях пишущих приводов. В остальных случаях, корень проблемы всё тот же, что и в случае потери целостности сигнала. | ||
+ | |||
+ | Решение: | ||
==Примечания== | ==Примечания== | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm | http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm |
Версия 19:41, 30 октября 2013
Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи.
Данная статья отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие.
Содержание
Преамбула
Для начала озвучу банальный, но неизвестный многим факт — вся аудио-аппаратура[1] выпущенная с 1982 г. по середину 90ых, изначально не поддерживают формат CD-R и более поздние в принципе. То есть, вообще. Так почему же проигрыватели первых поколений некоторые «болванки» всё-таки читают? Давайте разберёмся.
Техническая часть
Для начала определимся с техническими характеристиками, самой важной для нас из которых является т.н. длина волны лазера (λ, нм). То есть, характеристика спектра электромагнитного излучения, испускаемого источником, в нашем случае лазерным диодом (красного и инфракрасного цвета), необходимая для получения правильного отражения (данных) с информационной поверхности диска.
- Длина волны стандартного Compact Disc (Digital Audio) — 780 нм.
- Длина волны Compact Disc Readable (CD-R) — 715 нм.
- Длина волны Compact Disc Readable-Writable (CD-RW) — ≈650 нм.
В принципе, остальные отличия между стандартами играют менее значимую роль (но также значимую, о чём ниже), однако основное отличие заключается именно в этом. Далее.
Почему болванки могут не читаться
Для стабильного чтения максимально широкого круга производимых дисков (а также включая разную степень износа) без ошибок, длина лазера должна колебаться с пределах ±50—100 нм от указанной в спецификации. Таким образом, нижний предел чтения лазера, предназначенного для обыкновенного штампованного компакт-диска (как то CDDA) — около 700 нм., то есть CD-R «болванки» воспроизводятся на грани читаемости, CD-RW же не читается вообще. Выходит, поддержка данного формата является незадокументированной возможностью, гарантированную работу которой производитель не обещает и даже не планировал. Откуда логично проистекают все проблемы, связанные с чтением данных типов КД. Однако, здесь сто́ит отметить два важных нюанса.
1. Нечитаемость «болванок» — первый признак «умирающего» лазера. За исключением считанных моделей 1982—1983 гг. выпуска, у которых эта проблема «родовая», данное правило применимо ко всем без исключения проигрывателям компакт-дисков.
Несмотря на то, как мы уже отметили выше, возможность чтения CD-R не является изначально задуманной, «штамповка» (т.е. лицензионные диски) обязана читаться практически в любом состоянии, в т.ч. покрытая толстым слоем микроцарапин (которые закономерно понижают отражающую способность поверхности диска, вынуждая лазер считывать в более низкочастотном световом спектре). К ПКД первого и второго поколения это правило применимо особенно, в силу того, что тогда «транспорты» выпускались со стальными «стойками» (шпинделями), оснащались преимущественно стеклянными линзами и комплектовались мощными лазерными диодами компании Sharp, Matsushita, Sanyo. Причём выпущенными не где-то, а в Японии, на самых передовых заводах мира того времени. Всё это давало отказоустойчивость механизма, близкую к вечной. И если эта «головка» вдруг перестаёт считывать «полуфабрикат», то через месяц она перестанет считывать большинство фирменных дисков, а ещё через пару перестанет зажигаться вообще. Поэтому крайне не советуется приобретать с рук проигрыватели, в описании к которым указанно, что CD-R они не читают, т.к. этого, де, не написано в технических характеристиках. Это означает, что продавец в курсе скорой кончины плеера, и пытается впарить «некондицию» лоху.
2. На правильное чтение записанных на компьютере дисков также сильно влияет скорость записи, качество изготовления блина и сама модель пишущего привода. С этого момента остановимся подробнее.
Как хранится информация на компакт-диске
Сделаем небольшое отступление и начнём с самых азов — рассмотрим, как формируется информация на диске. Все форматы стандарта Rainbow Books (кроме магнитооптического, CD-MO) используют метод оптического считывания рельефа поверхности информационного слоя диска. Информация записывается по спирали от начала к концу (в отличие от грампластинок) при помощи питов (углублений), выдавленных в поликарбонатной основе. Считывание происходит в двоичном режиме: углубление — условная единица, плоская поверхность — условный ноль. Эта детерминированность позволяет информации не меняться со временем и быть 1-в-1 воспроизведённой в виде копии. Дополнительно устойчивость хранимых данных обеспечивает метод CIRC (код Рида-Соломона), обеспечивающий до 25% информации для восстановления, а также дополнительные светопропускающие слои компакт-диска. Последнее отмечаю особенно, так как в последнее время развелось много неграмотных идиотов, ответственно заявляющих, что от материала диска зависит качество звука, а от протирки «неправильным» чистящим средством поверхности качество ещё и может ухудшиться. Мне трудно спорить с людьми, не дружащих с логикой и не знающих азов школьной физики, поэтому просто напишу, что если так действительно и было, то все записанные диски проигрывали бы лишь белый шум, т.к. любой испорченный хотя бы одним неверно записанным питом «сэмпл»[2] представляет собой абсолютно случайный сигнал. Грубо говоря, звук либо есть, либо его нет. Промежуточных состояний просто не существует[3]. Существуют лишь явно слышимые человеческим ухом выпадения сигнала из аудиопотока (щелчки, цокот, хрип и т.д.), исправление которых будет рассматриваться нами ниже.
Из чего состоит Audio CD
Разобравшись, как хранится информация на диске, сто́ит также понять, как она устроена и что может вызвать причину неправильного чтения.
Всего стандартом Red Book, описывающим формат Compact Disc Digital Audio, предусмотрено три типа данных
- Table of Content или TOC — разметка диска, определяющая его размер, количество сессий\дорожек и зазоров между ними. То есть, это суть та же разметка (или плейлист) в формате *.cue, только перенесённая на диск.
- Track или дорожка — непосредственно звуковой отрывок, имеющий начало и конец, прописанный в TOC.
- Gap (pre-gap) или зазор — пауза между треками, т.е. попросту тишина, забитая нулевыми битами. Зависит от прописанного в TOC параметра, индивидуального для каждого межтрекового зазора.
С каждым из перечисленных компонентов может быть связана та или иная проблема, симптоматика которой позволяет определить её источник.
Проблемы с чтением болванок
Как только мы убедились, что проблема с чтением CD-R записей не является следствием выходящего из строя считывателя на ПКД, т.е. проблема «плавающая» и зависит исключительно от конкретной записи, можно приступать к диагностике проблем.
Диск не считывается вообще
Обыкновенно это выглядит так — диск крутится, крутится, после чего выкидывает «No disc», «Error» и т.п. Очевидно, проблема в том, что TOC был неправильно записан. Обыкновенно причиной этого являются — — плохо изготовленный блин — неправильно выставленное смещение записи
Диск считывается, но играет с треском
Часто, «особенность» записи проявляется лишь к середине-концу диска. Выражается она в характерных щелчках, периодических «цоканьях» и цифровом шуме на громких моментах.
Диск считывается, но теряется при перемотке
Проблема, в основном, возникает при неправильно нанесённой разметке, не совпадающей или вообще отсутствующей в местах «стыков» треков меж собой. Проблема может нести как программный, так и аппаратный характер.
Проблемой потери дорожки периодически грешит утилита Feurio! при выставлении нулевых зазоров между треками на некоторых моделях пишущих приводов. В остальных случаях, корень проблемы всё тот же, что и в случае потери целостности сигнала.
Решение:
Примечания
- ↑ Кроме совсем редких моделей профессиональной студийной техники.
- ↑ от англ. sample — пример, наименьший отрезок звуковой волны, состоящий по-умолчанию из 16 бит (т.е. 16 отрезков, заполненных питами или ровными плоскостями) — предусмотрен стандартом CD Audio и форматом PCM Wave (*.wav).
- ↑ То есть, шанс получить приблизительно похожий сигнал в течение 1/44 секунды (44,1 кГц по-умолчанию предусмотрен стандартом CD Audio и форматом PCM Wave (*.wav)) составляет менее 10-5, что есть 0,00001%. Попробуйте посчитать вероятность составления похожего сигнала в течение 44/44 секунд.