Le Raux (обсуждение | вклад) м |
Le Raux (обсуждение | вклад) м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие несвойственные этому вещи. | + | Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи. |
− | Данная | + | Данная серия статей отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие. |
− | ==Преамбула== | + | ==Содержание== |
+ | # [[CD-R диски — технология изнутри]] | ||
+ | # Совместимость CD и CD-R | ||
+ | |||
+ | <!-- ==Преамбула== | ||
Для начала озвучу банальный, но неизвестный многим факт — '''вся аудио-аппаратура<ref>Кроме совсем редких моделей профессиональной студийной техники.</ref> выпущенная с 1982 г. по середину 90ых, изначально не поддерживают формат CD-R и более поздние в принципе'''. То есть, <u>вообще</u>. Так почему же проигрыватели первых поколений некоторые «болванки» всё-таки читают? Давайте разберёмся. | Для начала озвучу банальный, но неизвестный многим факт — '''вся аудио-аппаратура<ref>Кроме совсем редких моделей профессиональной студийной техники.</ref> выпущенная с 1982 г. по середину 90ых, изначально не поддерживают формат CD-R и более поздние в принципе'''. То есть, <u>вообще</u>. Так почему же проигрыватели первых поколений некоторые «болванки» всё-таки читают? Давайте разберёмся. | ||
Строка 10: | Строка 14: | ||
* Длина волны стандартного Compact Disc (Digital Audio) — 780 нм. | * Длина волны стандартного Compact Disc (Digital Audio) — 780 нм. | ||
− | * Длина волны Compact Disc Readable (CD-R) — 715 нм. | + | * Длина волны Compact Disc Readable (CD-R) — 712-715 нм. |
* Длина волны Compact Disc Readable-Writable (CD-RW) — ≈650 нм. | * Длина волны Compact Disc Readable-Writable (CD-RW) — ≈650 нм. | ||
Строка 20: | Строка 24: | ||
'''1. Нечитаемость «болванок» — первый признак «умирающего» лазера.''' За исключением считанных моделей 1982—1983 гг. выпуска, у которых эта проблема «родовая», данное правило применимо ко всем без исключения проигрывателям компакт-дисков. | '''1. Нечитаемость «болванок» — первый признак «умирающего» лазера.''' За исключением считанных моделей 1982—1983 гг. выпуска, у которых эта проблема «родовая», данное правило применимо ко всем без исключения проигрывателям компакт-дисков. | ||
− | Несмотря на то, как мы уже отметили выше, возможность чтения CD-R не является изначально задуманной, «штамповка» (т.е. лицензионные диски) обязана читаться практически в любом состоянии, в т.ч. покрытая толстым слоем микроцарапин (которые закономерно понижают отражающую способность поверхности диска, вынуждая лазер считывать в более низкочастотном световом спектре). К ПКД первого и второго поколения это правило применимо особенно, в силу того, что тогда «транспорты» выпускались со стальными «стойками» (шпинделями), оснащались преимущественно стеклянными линзами и комплектовались | + | Несмотря на то, как мы уже отметили выше, возможность чтения CD-R не является изначально задуманной, «штамповка» (т.е. лицензионные диски) обязана читаться практически в любом состоянии, в т.ч. покрытая толстым слоем микроцарапин (которые закономерно понижают отражающую способность поверхности диска, вынуждая лазер считывать в более низкочастотном световом спектре). К ПКД первого и второго поколения это правило применимо особенно, в силу того, что тогда «транспорты» выпускались со стальными «стойками» (шпинделями), оснащались преимущественно стеклянными линзами и комплектовались мощными лазерными диодами компании Sharp, Matsushita, Sanyo. Причём выпущенными не где-то, а в Японии, на самых передовых заводах мира того времени. Всё это давало отказоустойчивость механизма, близкую к вечной. И если эта «головка» вдруг перестаёт считывать «полуфабрикат», то через месяц она перестанет считывать большинство фирменных дисков, а ещё через пару перестанет зажигаться вообще. Поэтому крайне не советуется приобретать с рук проигрыватели, в описании к которым указанно, что CD-R они не читают, т.к. этого, де, не написано в технических характеристиках. Это означает, что продавец в курсе скорой кончины плеера, и пытается впарить «некондицию» лоху. |
'''2. На правильное чтение записанных на компьютере дисков также сильно влияет скорость записи, качество <u>изготовления</u> блина и сама модель пишущего привода.''' С этого момента остановимся подробнее. | '''2. На правильное чтение записанных на компьютере дисков также сильно влияет скорость записи, качество <u>изготовления</u> блина и сама модель пишущего привода.''' С этого момента остановимся подробнее. | ||
Строка 29: | Строка 33: | ||
==Из чего состоит Audio CD== | ==Из чего состоит Audio CD== | ||
Разобравшись, как хранится информация на диске, сто́ит также понять, как она устроена и что может вызвать причину неправильного чтения. | Разобравшись, как хранится информация на диске, сто́ит также понять, как она устроена и что может вызвать причину неправильного чтения. | ||
+ | |||
+ | Всего стандартом Red Book, описывающим формат Compact Disc Digital Audio, предусмотрено три типа данных | ||
+ | |||
+ | * '''Table of Content''' или '''TOC''' — разметка диска, определяющая его размер, количество сессий\дорожек и зазоров между ними. То есть, это суть та же разметка (или плейлист) в формате *.cue, только перенесённая на диск. | ||
+ | * '''Track''' или '''дорожка''' — непосредственно звуковой отрывок, имеющий начало и конец, прописанный в TOC. | ||
+ | * '''Gap''' (pre-gap) или '''зазор''' — пауза между треками, т.е. попросту тишина, забитая нулевыми битами. Зависит от прописанного в TOC параметра, индивидуального для каждого межтрекового зазора. | ||
+ | |||
+ | С каждым из перечисленных компонентов может быть связана та или иная проблема, симптоматика которой позволяет определить её источник. | ||
+ | |||
+ | ==Проблемы с чтением болванок== | ||
+ | Как только мы убедились, что проблема с чтением CD-R записей не является следствием выходящего из строя считывателя на ПКД, т.е. проблема «плавающая» и зависит исключительно от конкретной записи, можно приступать к диагностике проблем. | ||
+ | |||
+ | ===Диск не считывается вообще=== | ||
+ | Обыкновенно это выглядит так — диск крутится, крутится, после чего выкидывает «No disc», «Error» и т.п. Очевидно, проблема в том, что TOC был неправильно записан. Обыкновенно причиной этого являются — | ||
+ | — плохо изготовленный блин | ||
+ | — неправильно выставленное смещение записи | ||
+ | |||
+ | ===Диск считывается, но играет с треском=== | ||
+ | Часто, «особенность» записи проявляется лишь к середине-концу диска. Выражается она в характерных щелчках, периодических «цоканьях» и цифровом шуме на громких моментах. | ||
+ | |||
+ | ===Диск считывается, но теряется при перемотке=== | ||
+ | Проблема, в основном, возникает при неправильно нанесённой разметке, не совпадающей или вообще отсутствующей в местах «стыков» треков меж собой. Проблема может нести как программный, так и аппаратный характер. | ||
+ | |||
+ | Проблемой потери дорожки периодически грешит утилита Feurio! при выставлении нулевых зазоров между треками на некоторых моделях пишущих приводов. В остальных случаях, корень проблемы всё тот же, что и в случае потери целостности сигнала. | ||
+ | |||
+ | Решение: | ||
==Примечания== | ==Примечания== | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
− | http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm | + | http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm --> |
Текущая версия на 23:51, 30 ноября 2013
Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи.
Данная серия статей отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие.
Содержание
- CD-R диски — технология изнутри
- Совместимость CD и CD-R