Le Raux (обсуждение | вклад) (→Звучание) |
Le Raux (обсуждение | вклад) |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Если предполагаемый Дискман вас интересует исключительно в качестве портативного решения — то мне вас жаль. Серьёзно, форм-фактор компакт-диска никогда не подразумевал под собой хоть какое-то подобие мобильности, поэтому, если вы всерьёз собираетесь использовать КДП в дороге, то готовьтесь к тому, что ваши 12-сантиметровые болванки и в меньшей степени «фирма́» будет покрываться «царапинозом» после месяца-двух активного использования вне зависимости от вашей аккуратности. | Если предполагаемый Дискман вас интересует исключительно в качестве портативного решения — то мне вас жаль. Серьёзно, форм-фактор компакт-диска никогда не подразумевал под собой хоть какое-то подобие мобильности, поэтому, если вы всерьёз собираетесь использовать КДП в дороге, то готовьтесь к тому, что ваши 12-сантиметровые болванки и в меньшей степени «фирма́» будет покрываться «царапинозом» после месяца-двух активного использования вне зависимости от вашей аккуратности. | ||
[[Файл:Sony d 515 detail by cavaille-d4v8vs3.jpg|thumb|right|250px|Sony Discman D-515, 1994 г. Самый первый плеер с цифровым «антишоком»]] | [[Файл:Sony d 515 detail by cavaille-d4v8vs3.jpg|thumb|right|250px|Sony Discman D-515, 1994 г. Самый первый плеер с цифровым «антишоком»]] | ||
− | Хуже того, во всех без исключения моделях, вышедших до Sony Discman D-515 (''на рис. справа''), вменяемый антишок, то есть защита от сбиваемости во время тряски, отсутствует '''как факт'''. А так как к означенному времени (1994 г.) действительно серьёзных в плане звучания моделей | + | Хуже того, во всех без исключения моделях, вышедших до Sony Discman D-515 (''на рис. справа''), вменяемый антишок, то есть защита от сбиваемости во время тряски, отсутствует '''как факт'''. А так как к означенному времени (1994 г.) действительно серьёзных в плане звучания моделей не осталось, то довольствоваться придётся лишь крайне ограниченным числом моделей, действительно что-то из себя представляющих: |
#[[Sony Discman D-421SP]] | #[[Sony Discman D-421SP]] | ||
#[[Sony Discman D-515]] | #[[Sony Discman D-515]] | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
#[[Sony Discman D-777]] | #[[Sony Discman D-777]] | ||
#[[Sony Discman D-EJ01]] | #[[Sony Discman D-EJ01]] | ||
− | И, пожалуй, всё. Забегая вперёд, скажу, что все вышеперечисленные модели имеют «New-Age» звучание, т.е. довольно далёкое от «винтажного». | + | И, пожалуй, всё. Забегая вперёд, скажу, что все вышеперечисленные модели имеют «New-Age» звучание, т.е. довольно далёкое от «винтажного», и, соответственно, качественного. |
− | + | Ранние же модели имели либо крайне слабый встроенный механический антишок в виде динамического изменения мощности лазера, либо дополнительно прорезиненных креплений на CD-«транспорте», либо не имели вообще ничего, кроме заложенной в стандарт [[CDDA]] системы коррекции [[CIRC]]. Что, разумеется, давало практически нулевую защиту от трясок. И это всё не говоря уже о том, сколько батарей «поедали» плееры тех лет... | |
− | Впрочем, если юный любитель не страшится этих проблем, то он может прикупить себе «набрюшник» в виде уплотнённой CD-борсетки, которую | + | Впрочем, если юный любитель не страшится этих проблем, то он может прикупить себе «набрюшник» в виде уплотнённой CD-борсетки, которую с относительным удобством можно носить при себе, опрокинув через плечо. |
==Звучание== | ==Звучание== | ||
− | Теперь что касается звучания. Надо понимать, что все винтажные плееры | + | Теперь что касается звучания. Надо понимать, что все винтажные плееры [[Почему мы не пишем о качестве звучания|играют одинаково]], и играют одинаково хорошо, однако есть одна большая разница, которая их между собой отличает. |
− | Приблизительно с 1982 г. до начала 1990 г. упор многих инженеров делался на то, чтобы, во-первых догнать аналоговую аудиотехнику по отчётливости и, вместе с тем, | + | Приблизительно с 1982 г. до начала 1990 г. упор многих инженеров делался на то, чтобы, во-первых догнать аналоговую аудиотехнику по отчётливости и, вместе с тем, сохранить живость звучания (грубо говоря, пересадить с «винила» и «ленты» на «цифру»). После того, как рубеж массового внедрения цифровой техники был преодолён, на рынок стали выходить бюджетные плееры всё меньших размеров и всё более скромными потребностями в питании, но и вместе с тем упрощёнными схемами преобразования цифрового сигнала в звук, а также его усиления. На качестве звучания это проявилось, с одной стороны, уменьшением шумов\искажений и улучшению чёткости на верхних частотах, с другой стороны, из-за много более слабого усиления сигнала — потерей в ударности, разборчивости и динамике звучания. |
− | Отличить два типа этих проигрывателей несложно — достаточно лишь посмотреть на количество необходимого питания от батарей, а также глянуть, какого типа микросхема ЦАП стоит на борту аппарата — обыкновенно наличие нового типа преобразователя сопровождается гордой надписью «1-bit DAC» («Bitstream conversion» у Philips, «MASH» у Technics-Panasonic и т.д.). Если таковая надпись есть — перед вами «New-Age» продукт, содержащий электротехническое решение, встречающееся в 99% всей современной аудиотехнике. Соответственно, найти серьёзное отличие в звучании между PCDP и | + | Отличить два типа этих проигрывателей несложно — достаточно лишь посмотреть на количество необходимого питания от батарей, а также глянуть, какого типа микросхема ЦАП стоит на борту аппарата — обыкновенно наличие нового типа преобразователя сопровождается гордой надписью «1-bit DAC» («Bitstream conversion» у Philips, «MASH» у Technics-Panasonic и т.д.). Если таковая надпись есть — перед вами «New-Age» продукт, содержащий электротехническое решение, встречающееся в 99% всей современной аудиотехнике. Соответственно, найти серьёзное отличие в звучании между PCDP данного типа и современными флэш-плеерами не удастся. То есть, это хлам, абсолютно нерекомендуемый к прослушиванию и на данном ресурсе не рассматриваемый. |
− | Тем не менее, среди данного типа схемотехнической реализации встречаются, помимо, вышеперечисленных, следующие | + | Тем не менее, среди данного типа схемотехнической реализации встречаются, помимо, вышеперечисленных, следующие более-менее приличные модели: |
#[[Sony Discman D-303]] — второй по счёту плеер от Sony, имеющий Sigma-Delta ЦАП. Имеет прочный металлический корпус. | #[[Sony Discman D-303]] — второй по счёту плеер от Sony, имеющий Sigma-Delta ЦАП. Имеет прочный металлический корпус. | ||
#[[Aiwa XP-33]] ([[Aiwa XP-33|XP-31, XP-32]]) — аналогичный предыдущему по «начинке» плеер от Aiwa. | #[[Aiwa XP-33]] ([[Aiwa XP-33|XP-31, XP-32]]) — аналогичный предыдущему по «начинке» плеер от Aiwa. | ||
#[[Philips AZ6821|Philips AZ682x]] — бюджетная линейка от Philips с более-менее неплохой реализацией аудиотракта. | #[[Philips AZ6821|Philips AZ682x]] — бюджетная линейка от Philips с более-менее неплохой реализацией аудиотракта. | ||
+ | |||
+ | Наконец, отбросив весь тот шлак и брак, произведённый после 1991 года, переходим к интересующей нас теме — винтажные плееры, не жалеющие потребляемой электроэнергии, основанные на мультибитных (настоящих 16-битных) ЦАП-ах. | ||
+ | |||
+ | ==Действительно рекомендуемые плееры== | ||
+ | Решив купить действительно старый и действительно «взрослый» звук, обращайте внимание на PCDP второго (1987—1990 гг.) и особенно первого поколения (1984—1986 гг.) — на них не жалели ни железа, ни стекла, ни прочной пластмассы. Они имеют преимущественно качественную реализацию питания и усиления, а их оптические считыватели прослужат ещё не одному их владельцу. Они всегда будут радовать глаз владельца своим внешним видом и работоспособностью. | ||
+ | |||
+ | Плееров озвученной категории довольно внушительное количество, поэтому искать необходимо по следующим параметрам — | ||
+ | #Питание не менее 4 «AA» батарей или 4В-аккумулятора; | ||
+ | #Микросхема ЦАП от производителей Burr-Brown, Toshiba, Yamaha; | ||
+ | #Отсутствие надписей о передискретизации (надписей типа «4x oversampling» и т.д.)<ref>Передискретизация, так или иначе, есть на всех PCDP (кроме совсем первых, вроде [[Sony CD Compact Player D-50]]), поэтому подобная надпись лишь символизирует о том, что производителю нечем больше похвастаться.</ref> или неведомых фильтрах; | ||
+ | #Модели от именитых производителей, а не их репликации или клоны (в основном, это касается фирмы Realistic). | ||
+ | |||
+ | У меня нет определённого топ-списка любимых плееров (взрослые люди этим не занимаются), однако я всегда выделял и буду выделять модель, по комплексу своих характеристик выгодно выделяющуюся среди прочих — '''[[Technics SL-XP5]]'''. Это красивый, сверхпрочный, компактный и мобильный плеер с отличным усилителем и «транспортом». Подробнее о нём можно узнать по ссылке. | ||
<!-- Здесь, в первую очередь, вы сами должны определиться — какой аппарат вам больше подходит. Если плеер будет служить лишь дома и никуда особо не перемещаться — можно выбрать и из могущих «кирпичей», которые либо питаются только от сети, либо имеют очень большое энергопотребление. | <!-- Здесь, в первую очередь, вы сами должны определиться — какой аппарат вам больше подходит. Если плеер будет служить лишь дома и никуда особо не перемещаться — можно выбрать и из могущих «кирпичей», которые либо питаются только от сети, либо имеют очень большое энергопотребление. |
Версия 21:44, 6 октября 2013
Меня часто спрашивают — с чего начать, если заинтересовал портативный аудио-винтаж? Прежде чем называть марки и модели рекомендуемых мной плееров, я всегда спрашиваю ровно два вопроса:
- Планируется ли использование плеера в дороге или же все перемещения ограничиваются переносом по комнатам?
- Интересует ли слушателя масштабность и правдоподобность (читай винтажность) звучания, или же он не готов расстаться с «рассыпчатой» звонкостью аудио-полотна?
Исходя из этих двух нехитрых вопросов практически всегда можно определить потребность спрашивающего. Подробнее разберём каждый из вопросов.
Портативность
Если предполагаемый Дискман вас интересует исключительно в качестве портативного решения — то мне вас жаль. Серьёзно, форм-фактор компакт-диска никогда не подразумевал под собой хоть какое-то подобие мобильности, поэтому, если вы всерьёз собираетесь использовать КДП в дороге, то готовьтесь к тому, что ваши 12-сантиметровые болванки и в меньшей степени «фирма́» будет покрываться «царапинозом» после месяца-двух активного использования вне зависимости от вашей аккуратности.
Хуже того, во всех без исключения моделях, вышедших до Sony Discman D-515 (на рис. справа), вменяемый антишок, то есть защита от сбиваемости во время тряски, отсутствует как факт. А так как к означенному времени (1994 г.) действительно серьёзных в плане звучания моделей не осталось, то довольствоваться придётся лишь крайне ограниченным числом моделей, действительно что-то из себя представляющих:
И, пожалуй, всё. Забегая вперёд, скажу, что все вышеперечисленные модели имеют «New-Age» звучание, т.е. довольно далёкое от «винтажного», и, соответственно, качественного.
Ранние же модели имели либо крайне слабый встроенный механический антишок в виде динамического изменения мощности лазера, либо дополнительно прорезиненных креплений на CD-«транспорте», либо не имели вообще ничего, кроме заложенной в стандарт CDDA системы коррекции CIRC. Что, разумеется, давало практически нулевую защиту от трясок. И это всё не говоря уже о том, сколько батарей «поедали» плееры тех лет...
Впрочем, если юный любитель не страшится этих проблем, то он может прикупить себе «набрюшник» в виде уплотнённой CD-борсетки, которую с относительным удобством можно носить при себе, опрокинув через плечо.
Звучание
Теперь что касается звучания. Надо понимать, что все винтажные плееры играют одинаково, и играют одинаково хорошо, однако есть одна большая разница, которая их между собой отличает.
Приблизительно с 1982 г. до начала 1990 г. упор многих инженеров делался на то, чтобы, во-первых догнать аналоговую аудиотехнику по отчётливости и, вместе с тем, сохранить живость звучания (грубо говоря, пересадить с «винила» и «ленты» на «цифру»). После того, как рубеж массового внедрения цифровой техники был преодолён, на рынок стали выходить бюджетные плееры всё меньших размеров и всё более скромными потребностями в питании, но и вместе с тем упрощёнными схемами преобразования цифрового сигнала в звук, а также его усиления. На качестве звучания это проявилось, с одной стороны, уменьшением шумов\искажений и улучшению чёткости на верхних частотах, с другой стороны, из-за много более слабого усиления сигнала — потерей в ударности, разборчивости и динамике звучания.
Отличить два типа этих проигрывателей несложно — достаточно лишь посмотреть на количество необходимого питания от батарей, а также глянуть, какого типа микросхема ЦАП стоит на борту аппарата — обыкновенно наличие нового типа преобразователя сопровождается гордой надписью «1-bit DAC» («Bitstream conversion» у Philips, «MASH» у Technics-Panasonic и т.д.). Если таковая надпись есть — перед вами «New-Age» продукт, содержащий электротехническое решение, встречающееся в 99% всей современной аудиотехнике. Соответственно, найти серьёзное отличие в звучании между PCDP данного типа и современными флэш-плеерами не удастся. То есть, это хлам, абсолютно нерекомендуемый к прослушиванию и на данном ресурсе не рассматриваемый.
Тем не менее, среди данного типа схемотехнической реализации встречаются, помимо, вышеперечисленных, следующие более-менее приличные модели:
- Sony Discman D-303 — второй по счёту плеер от Sony, имеющий Sigma-Delta ЦАП. Имеет прочный металлический корпус.
- Aiwa XP-33 (XP-31, XP-32) — аналогичный предыдущему по «начинке» плеер от Aiwa.
- Philips AZ682x — бюджетная линейка от Philips с более-менее неплохой реализацией аудиотракта.
Наконец, отбросив весь тот шлак и брак, произведённый после 1991 года, переходим к интересующей нас теме — винтажные плееры, не жалеющие потребляемой электроэнергии, основанные на мультибитных (настоящих 16-битных) ЦАП-ах.
Действительно рекомендуемые плееры
Решив купить действительно старый и действительно «взрослый» звук, обращайте внимание на PCDP второго (1987—1990 гг.) и особенно первого поколения (1984—1986 гг.) — на них не жалели ни железа, ни стекла, ни прочной пластмассы. Они имеют преимущественно качественную реализацию питания и усиления, а их оптические считыватели прослужат ещё не одному их владельцу. Они всегда будут радовать глаз владельца своим внешним видом и работоспособностью.
Плееров озвученной категории довольно внушительное количество, поэтому искать необходимо по следующим параметрам —
- Питание не менее 4 «AA» батарей или 4В-аккумулятора;
- Микросхема ЦАП от производителей Burr-Brown, Toshiba, Yamaha;
- Отсутствие надписей о передискретизации (надписей типа «4x oversampling» и т.д.)[1] или неведомых фильтрах;
- Модели от именитых производителей, а не их репликации или клоны (в основном, это касается фирмы Realistic).
У меня нет определённого топ-списка любимых плееров (взрослые люди этим не занимаются), однако я всегда выделял и буду выделять модель, по комплексу своих характеристик выгодно выделяющуюся среди прочих — Technics SL-XP5. Это красивый, сверхпрочный, компактный и мобильный плеер с отличным усилителем и «транспортом». Подробнее о нём можно узнать по ссылке.
Примечания
- ↑ Передискретизация, так или иначе, есть на всех PCDP (кроме совсем первых, вроде Sony CD Compact Player D-50), поэтому подобная надпись лишь символизирует о том, что производителю нечем больше похвастаться.