Материал из Портал винтажной CD-аудиотехники

Основной ЧаВо по Дискманам — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
  
 
===Q: А почему именно Дискманы?===
 
===Q: А почему именно Дискманы?===
[[Файл:070816 cd2 hmed 3p.grid-6x2.jpg|thumb|right|230px|Joop Sinjou показывает КД на выставке в Ганновере]]
+
[[Файл:070816 cd2 hmed 3p.grid-6x2.jpg|thumb|right|230px|Joop Sinjou показывает КД на выставке в Ганновере, конец 1970ых]]
 
'''A:''' Потому, что именно данный тип аппаратов стал на рубеже века XX и века XXI самым массовым источником воспроизведения высококачественного звука в цифровом формате. Остальные форматы, так или иначе конкурировавшие с CD (а их было преогромное множество — DAT, DCC, SACD, DVD-A и прочие) проиграли ему в распространённости, дешевизне и простоте использования, а иногда и из-за лоббирования чьих-либо интересов<ref>И если в случае, например, с DCC всё прозрачно — формат банально оказался не востребованным, то в случае с DAT, который изначально предполагался для домашних систем, был заблокирован Конгрессом США в целях противостояния пиратству, так как никакой защиты от копирования (без потерь) формат не обеспечивал.</ref>.
 
'''A:''' Потому, что именно данный тип аппаратов стал на рубеже века XX и века XXI самым массовым источником воспроизведения высококачественного звука в цифровом формате. Остальные форматы, так или иначе конкурировавшие с CD (а их было преогромное множество — DAT, DCC, SACD, DVD-A и прочие) проиграли ему в распространённости, дешевизне и простоте использования, а иногда и из-за лоббирования чьих-либо интересов<ref>И если в случае, например, с DCC всё прозрачно — формат банально оказался не востребованным, то в случае с DAT, который изначально предполагался для домашних систем, был заблокирован Конгрессом США в целях противостояния пиратству, так как никакой защиты от копирования (без потерь) формат не обеспечивал.</ref>.
  
Строка 12: Строка 12:
 
Но дело даже не в этом.
 
Но дело даже не в этом.
  
[[Файл:DA1000c.jpg|thumb|left|250px|Hitachi DA-1000]]На примере развития линеек лазерных проигрывателей разных компаний на протяжении почти тридцати лет можно проследить великий крах индустриальной модели мира, на смену которому пришёл век глобализации, что выразилось в смене парадигмы «выиграть качеством» на «завалить количеством» для получения сверхприбылей.
+
[[Файл:DA1000c.jpg|thumb|left|250px|Hitachi DA-1000, 1982 г.]]На примере развития линеек лазерных проигрывателей разных компаний на протяжении почти тридцати лет можно проследить великий крах индустриальной модели мира, на смену которому пришёл век глобализации, что выразилось в смене парадигмы «выиграть качеством» на «завалить количеством» для получения сверхприбылей.
 
В чём это выразилось? В катастрофическом падении качества изделия аппаратов в пользу их меньшей стоимости. Фактически, с выпуска самого первого CD проигрывателя Hitachi (Lo-D) DA-1000 в конце 1982 г. и вплоть до начала 1990 года, росло если не качество звучания, то как минимум качество изготовления и уровень функционала аппаратов, параллельно всё уменьшаясь в размерах и цене. Затем произошёл перелом 1990—1993 годов, когда, во-первых, развалился враждебный Западу социалистический блок (смеяться тут не над чем — западные корпорации резко лишились огромных инвестиций оборонки), а во-вторых, производство начало массово переноситься в страны третьего мира<ref>Такие как Малайзия, Сингапур, Гонконг, КНР</ref>, где из него выжимали максимальную прибыль при минимум затрат.
 
В чём это выразилось? В катастрофическом падении качества изделия аппаратов в пользу их меньшей стоимости. Фактически, с выпуска самого первого CD проигрывателя Hitachi (Lo-D) DA-1000 в конце 1982 г. и вплоть до начала 1990 года, росло если не качество звучания, то как минимум качество изготовления и уровень функционала аппаратов, параллельно всё уменьшаясь в размерах и цене. Затем произошёл перелом 1990—1993 годов, когда, во-первых, развалился враждебный Западу социалистический блок (смеяться тут не над чем — западные корпорации резко лишились огромных инвестиций оборонки), а во-вторых, производство начало массово переноситься в страны третьего мира<ref>Такие как Малайзия, Сингапур, Гонконг, КНР</ref>, где из него выжимали максимальную прибыль при минимум затрат.
 
Результатом этого являлось резко ухудшившееся качество изготовления конечного продукта, массовые упрощения в схемотехнике, отход от концепции бескомпромиссного звука (который тогда, между прочим, сверялся со звучанием настоящих выступлений) в пользу бега за мнением конечных потребителей и захватом новых рынков, а также прочая-прочая...
 
Результатом этого являлось резко ухудшившееся качество изготовления конечного продукта, массовые упрощения в схемотехнике, отход от концепции бескомпромиссного звука (который тогда, между прочим, сверялся со звучанием настоящих выступлений) в пользу бега за мнением конечных потребителей и захватом новых рынков, а также прочая-прочая...
Строка 25: Строка 25:
  
 
а) Звучание. Данный аспект трудно назвать объективным в силу хотя бы того факта, что новомодные явления в виде 24 bit/192 kHz подобные аппараты, разумеется, не поддерживают. Тем не менее, множество свидетельств, собранные в том числе и мной, позволяют утверждать, что винтажная аудиотехника в массе своей имеет звук по меньшей мере сопоставимый, а в некоторых случаях даже превосходящий топовые модели современных плееров. Однако, тут вынужден сделать поправку — PCDP, как и современные Flash-плееры, бывают совершенно отличны по комплектации и исполнению, поэтому сравнивать их в лоб довольно некорректно. Тем не менее, факт остаётся фактом — на Дискманы стоит обратить внимание хотя бы из-за особенной подачи звукового материала.
 
а) Звучание. Данный аспект трудно назвать объективным в силу хотя бы того факта, что новомодные явления в виде 24 bit/192 kHz подобные аппараты, разумеется, не поддерживают. Тем не менее, множество свидетельств, собранные в том числе и мной, позволяют утверждать, что винтажная аудиотехника в массе своей имеет звук по меньшей мере сопоставимый, а в некоторых случаях даже превосходящий топовые модели современных плееров. Однако, тут вынужден сделать поправку — PCDP, как и современные Flash-плееры, бывают совершенно отличны по комплектации и исполнению, поэтому сравнивать их в лоб довольно некорректно. Тем не менее, факт остаётся фактом — на Дискманы стоит обратить внимание хотя бы из-за особенной подачи звукового материала.
[[Файл:D-88-1.jpg|thumb|right|250px|Sony Discman D-88]]
+
[[Файл:D-88-1.jpg|thumb|right|250px|Sony Discman D-88, 1988 г.]]
 
б) Внешний вид. В массе своей, рассматриваемые нами модели Дискманов 1984—1993 г.в. представляют собой сочетание крайне экстраординарного дизайна с нестандартными инженерными решениями. В отличие от современных тенденций, где всё стремится к абсолютному минимализму и огромным экранам без каких-либо механических клавиш, бытовая техника прошлого века в первую очередь привлекала именно своими дизайнерскими изысками. Так, например, венцом необычного подхода к строению аудио-проигрывателей является модель [[Sony Discman D-88]] (''на рис. справа''), предназначенная для компактных 8-сантиметровых mini-CD. В то же время, этот плеер умел проигрывать и стандартные 12-сантиметровые диски, и тут всякие слова бессмыслены, это просто надо видеть.
 
б) Внешний вид. В массе своей, рассматриваемые нами модели Дискманов 1984—1993 г.в. представляют собой сочетание крайне экстраординарного дизайна с нестандартными инженерными решениями. В отличие от современных тенденций, где всё стремится к абсолютному минимализму и огромным экранам без каких-либо механических клавиш, бытовая техника прошлого века в первую очередь привлекала именно своими дизайнерскими изысками. Так, например, венцом необычного подхода к строению аудио-проигрывателей является модель [[Sony Discman D-88]] (''на рис. справа''), предназначенная для компактных 8-сантиметровых mini-CD. В то же время, этот плеер умел проигрывать и стандартные 12-сантиметровые диски, и тут всякие слова бессмыслены, это просто надо видеть.
  
Строка 32: Строка 32:
  
 
'''Минусы''' более прозаичны и вытекают, главным образом, из несовершенства электронной техники тех лет.
 
'''Минусы''' более прозаичны и вытекают, главным образом, из несовершенства электронной техники тех лет.
 
+
[[Файл:Xr-p91.jpg|thumb|left|230px|Toshiba XR-P9, 1985 г.]]
 
а) Размеры. Из-за немалых, особенно в наше время, размеров компакт-диска, а также невозможности воспроизвести компактную элементную базу, размеры портативных CD-плееров тех времён были соразмерны (часто и сопоставимы по весу), без преувеличения, строительным кирпичам. Причём, чем больше лет проигрывателю, тем дело обстоит с этим хуже. Конечно, владельцам топовых Hifiman они не покажутся столь огромными, однако рядового пользователя iPod nano один вид такого аппарата приведёт в первобытный ужас.
 
а) Размеры. Из-за немалых, особенно в наше время, размеров компакт-диска, а также невозможности воспроизвести компактную элементную базу, размеры портативных CD-плееров тех времён были соразмерны (часто и сопоставимы по весу), без преувеличения, строительным кирпичам. Причём, чем больше лет проигрывателю, тем дело обстоит с этим хуже. Конечно, владельцам топовых Hifiman они не покажутся столь огромными, однако рядового пользователя iPod nano один вид такого аппарата приведёт в первобытный ужас.
  
Строка 47: Строка 47:
 
Здесь, в первую очередь, вы сами должны определиться — какой аппарат вам больше подходит. Если плеер будет служить лишь дома и никуда особо не перемещаться — можно выбрать и из могущих «кирпичей», которые либо питаются только от сети, либо имеют очень большое энергопотребление.
 
Здесь, в первую очередь, вы сами должны определиться — какой аппарат вам больше подходит. Если плеер будет служить лишь дома и никуда особо не перемещаться — можно выбрать и из могущих «кирпичей», которые либо питаются только от сети, либо имеют очень большое энергопотребление.
  
Если же планируется использовать КДП в походных условиях, то тогда лучше обратить внимание на более поздние модели, появившиеся после 1994 (именно тогда стали выпускаться проигрыватели с антишоком)
+
[[Файл:Sony d 515 detail by cavaille-d4v8vs3.jpg|thumb|right|250px|Sony Discman D-515, 1994 г. Самый первый плеер с цифровым «антишоком»]]
 +
Если же планируется использовать КДП в походных условиях, то тогда лучше обратить внимание на более поздние модели, появившиеся после 1994 (именно тогда стали выпускаться проигрыватели с «антишоком»)
  
 
Кроме того, имейте ввиду, что несмотря на то, что почти все винтажные плееры высокого класса играют одинаково хорошо, есть одна большая разница, которые их между собой отличает.  
 
Кроме того, имейте ввиду, что несмотря на то, что почти все винтажные плееры высокого класса играют одинаково хорошо, есть одна большая разница, которые их между собой отличает.  

Версия 02:29, 29 сентября 2013

Итак, здесь я постараюсь максимально подробно написать ответы на вопросы, которые вы хотели задать, но боялись спросить.

Q: Куда я попал?

A: В раздел, посвящённый целой эпохе цифрового звука — тогда, когда только начали появляться первые виды портативных цифровых плееров, в том числе поддерживающих формат Compact Disc, который был прозван Sony и, в последствии стал именем нарицательным — «Discman».

Q: А почему именно Дискманы?

Joop Sinjou показывает КД на выставке в Ганновере, конец 1970ых

A: Потому, что именно данный тип аппаратов стал на рубеже века XX и века XXI самым массовым источником воспроизведения высококачественного звука в цифровом формате. Остальные форматы, так или иначе конкурировавшие с CD (а их было преогромное множество — DAT, DCC, SACD, DVD-A и прочие) проиграли ему в распространённости, дешевизне и простоте использования, а иногда и из-за лоббирования чьих-либо интересов[1].

Q: И всё-таки, почему CD-плееры? Они ведь уже давным-давно устарели, как и CD формат?

A: А вот тут вынужден не согласиться. Как минимум потому, что на данный момент 99% всей музыки, выпускаемой лицензионно, до сих пор выходит исключительно на CD Digital Audio (далее просто CDDA). А также потому, что компьютер, ноутбук, смартфон, планшет, и другая современная вычислительная техника, сидя за которой вы сейчас читаете этот текст, по-умолчанию воспроизводит звук, закреплённый именно стандартом Red Book (первоначальное название Audio CD) в 1981 году. Но дело даже не в этом.

Hitachi DA-1000, 1982 г.

На примере развития линеек лазерных проигрывателей разных компаний на протяжении почти тридцати лет можно проследить великий крах индустриальной модели мира, на смену которому пришёл век глобализации, что выразилось в смене парадигмы «выиграть качеством» на «завалить количеством» для получения сверхприбылей.

В чём это выразилось? В катастрофическом падении качества изделия аппаратов в пользу их меньшей стоимости. Фактически, с выпуска самого первого CD проигрывателя Hitachi (Lo-D) DA-1000 в конце 1982 г. и вплоть до начала 1990 года, росло если не качество звучания, то как минимум качество изготовления и уровень функционала аппаратов, параллельно всё уменьшаясь в размерах и цене. Затем произошёл перелом 1990—1993 годов, когда, во-первых, развалился враждебный Западу социалистический блок (смеяться тут не над чем — западные корпорации резко лишились огромных инвестиций оборонки), а во-вторых, производство начало массово переноситься в страны третьего мира[2], где из него выжимали максимальную прибыль при минимум затрат. Результатом этого являлось резко ухудшившееся качество изготовления конечного продукта, массовые упрощения в схемотехнике, отход от концепции бескомпромиссного звука (который тогда, между прочим, сверялся со звучанием настоящих выступлений) в пользу бега за мнением конечных потребителей и захватом новых рынков, а также прочая-прочая...

К чему это я? А к тому, что любой уважающий себя аудио-любитель, да и просто интересующийся звуком человек, просто обязан хотя бы раз послушать технические изыски японских и европейских инженеров тех лет.

Q: Так есть ли резон брать подобную технику?

A: В зависимости от того, что вы ожидаете от PCDP. Если цель — взять миниатюрный источник качественного цифрового звука, который можно будет носить по комнатам — безусловно, смысл есть. Если же планируется использовать Дискман в качестве портативного (походного) источника — тут вынужден разочаровать: идея изначально обречённая, тем не менее, вполне переносные аппараты данной категории вполне себе существуют.

Q: Какие плюсы и минусы имеет Дискман?

A: Из безусловных плюсов стоит отметить три основных преимущества CD плееров перед современными цифровыми.

а) Звучание. Данный аспект трудно назвать объективным в силу хотя бы того факта, что новомодные явления в виде 24 bit/192 kHz подобные аппараты, разумеется, не поддерживают. Тем не менее, множество свидетельств, собранные в том числе и мной, позволяют утверждать, что винтажная аудиотехника в массе своей имеет звук по меньшей мере сопоставимый, а в некоторых случаях даже превосходящий топовые модели современных плееров. Однако, тут вынужден сделать поправку — PCDP, как и современные Flash-плееры, бывают совершенно отличны по комплектации и исполнению, поэтому сравнивать их в лоб довольно некорректно. Тем не менее, факт остаётся фактом — на Дискманы стоит обратить внимание хотя бы из-за особенной подачи звукового материала.

Sony Discman D-88, 1988 г.

б) Внешний вид. В массе своей, рассматриваемые нами модели Дискманов 1984—1993 г.в. представляют собой сочетание крайне экстраординарного дизайна с нестандартными инженерными решениями. В отличие от современных тенденций, где всё стремится к абсолютному минимализму и огромным экранам без каких-либо механических клавиш, бытовая техника прошлого века в первую очередь привлекала именно своими дизайнерскими изысками. Так, например, венцом необычного подхода к строению аудио-проигрывателей является модель Sony Discman D-88 (на рис. справа), предназначенная для компактных 8-сантиметровых mini-CD. В то же время, этот плеер умел проигрывать и стандартные 12-сантиметровые диски, и тут всякие слова бессмыслены, это просто надо видеть.

в) Цена. Если первые два пункта могут показаться чересчур субъективными, то что абсолютно бесспорно можно сказать о CD-плеерах — это об их цене. За пятьдесят—сотню долларов на интернет-барахолках можно приобрести подавляющее число вышедших тогда моделей в очень неплохом состоянии. А при должном желании и удаче — так совсем за копейки. Например, вашему покорному слуге повезло приобрести плеер Philips D6800 в практически неиспользованном состоянии менее чем за 4 доллара. Однако, разумеется, необходимо иметь ввиду, что подобное не касается статусных и коллекционерских аппаратов — например, проигрыватель Sony Discman D-555 на аукционах можно встретить по ценам, приближающимся к 500—700 долл., а раритетный Denon DCP-150 так вообще стартует от 1 тыс. долл., в зависимости от состояния.

Минусы более прозаичны и вытекают, главным образом, из несовершенства электронной техники тех лет.

Toshiba XR-P9, 1985 г.

а) Размеры. Из-за немалых, особенно в наше время, размеров компакт-диска, а также невозможности воспроизвести компактную элементную базу, размеры портативных CD-плееров тех времён были соразмерны (часто и сопоставимы по весу), без преувеличения, строительным кирпичам. Причём, чем больше лет проигрывателю, тем дело обстоит с этим хуже. Конечно, владельцам топовых Hifiman они не покажутся столь огромными, однако рядового пользователя iPod nano один вид такого аппарата приведёт в первобытный ужас.

б) Прожорливость. PCDP, вышедшие после 1991 г., в массе своей питались всего от двух пальчиковых батарей, обеспечивая 4—8 часов непрерывной игры. Однако, так было не всегда. Например, самый первый вышедший на свет Дискман — Sony CD Compact Player D-50 — потреблял аж 6 батарей размера «C» («малая бочка») и играл каких-то смешных 55 минут!

в) Условная портативность. Опуская даже крайнюю прихотливость использования компакт-дисков в быту, Дискманы (по меньшей мере, до 1994 года) обладали, пожалуй, самым большим недостатком, который помешал им, при всех своих преимуществах, вытеснить торжествовавший тогда рынок кассетных «вокмэнов» — отсутствие «антишока». Это технология, позволяющая плееру буферизировать в режиме реального времени некоторое количество «запасных» секунд трека, чтобы во время тряски, и, соответственно, временной потери лазерной головкой позиционирования, не прерывать воспроизведение. Все модели, вышедшие до Sony Discman D-515 имели лишь механический антишок (например, «mounting plate» к D-600), и то, реализованный далеко не везде, и, следовательно, сбивались во время обычной ходьбы почти постоянно. Разумеется, и по сей день существуют энтузиасты, которым данная проблема — не помеха использовать CD-плееры на улице в специальных чехлах и «набрюшниках», сочетая это с целым искусством правильного ношения, но я не думаю, что современный человек будет опускаться до такого мазохизма.

г) Конечность. Пожалуй, самая печальная проблема, касающаяся не только портатива, сколько всей лазерной техники в целом — это неизбежная кончина считывающего механизма, состоящего помимо лазерной головки, между прочим, из двух моторов, динамически калибрующейся оптической линзы, а также множества прочих подвижных частей, обеспечивающих ход «головки» от начала к концу диска. Всё это, сочетаясь с немалым возрастом (по меркам современной техники) даже самых «молодых» CD-плееров, даёт большое количество проблем при интенсивном использовании. Сказывается также отсутствие выпускаемых запасных частей, ибо уже сама идея носимых носителей информации постепенно уходит в прошлое, уступая место глобальным сетям и коммуникациям. Выходит, владелец винтажа сталкивается ровно с той же проблемой, которую приходится решать любителю ретро-автомобилей — это отсутствие деталей и сервисного обслуживания. Поэтому, многие коллекционеры имеют у себя по два и более экземпляра одной модели, на случай, если основной выйдет из строя; а также обращаются к мастерам-кулибиным, готовым починить их «чудеса техники». Впрочем, не всё так плохо, ведь, как это ни странно, самые первые выпущенные PCDP имеют практически бесконечный запас хода. Так, вышеупомянутый D-50 продаётся на аукционах по малой цене ещё и потому, что несмотря на свой, на минуточку, тридцатилетний возраст, не знает никаких проблем с отказом привода. Кроме того, нередко возникшая поломка не смертельна и чинится даже в домашних условиях, как, например, шум потенциометра громкости или усыхание электролитов.

Q: Я всё понял и всё же хочу приобрести аппарат. Какой выбрать?

Здесь, в первую очередь, вы сами должны определиться — какой аппарат вам больше подходит. Если плеер будет служить лишь дома и никуда особо не перемещаться — можно выбрать и из могущих «кирпичей», которые либо питаются только от сети, либо имеют очень большое энергопотребление.

Sony Discman D-515, 1994 г. Самый первый плеер с цифровым «антишоком»

Если же планируется использовать КДП в походных условиях, то тогда лучше обратить внимание на более поздние модели, появившиеся после 1994 (именно тогда стали выпускаться проигрыватели с «антишоком»)

Кроме того, имейте ввиду, что несмотря на то, что почти все винтажные плееры высокого класса играют одинаково хорошо, есть одна большая разница, которые их между собой отличает.

Приблизительно с 1982 г. до начала 1990 г. упор многих инженеров делался на то, чтобы, во-первых догнать аналоговую аудиотехнику по отчётливости и, вместе с тем, живости звучания. После того, как рубеж массового внедрения цифровой техники был преодолён, на рынок стали выходить бюджетные плееры всё меньших размеров и более скромными потребностями в питании, но и вместе с тем упрощёнными схемами преобразования цифрового сигнала в звук, а также его усиления. На качестве звучания это проявилось, с одной стороны, уменьшением шумов\искажений и улучшению чёткости на верхних частотах, с другой стороны, из-за много более слабого усиления сигнала, потерей в ударности и динамике звучания.

Отличить два типа этих проигрывателей несложно — достаточно лишь посмотреть на количество необходимого питания от батарей, а также глянуть, какого типа микросхема ЦАП стоит на борту аппарата.

Примечания

  1. И если в случае, например, с DCC всё прозрачно — формат банально оказался не востребованным, то в случае с DAT, который изначально предполагался для домашних систем, был заблокирован Конгрессом США в целях противостояния пиратству, так как никакой защиты от копирования (без потерь) формат не обеспечивал.
  2. Такие как Малайзия, Сингапур, Гонконг, КНР

Профиль