Материал из Портал винтажной CD-аудиотехники

Как записывать диски? — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие несвойственные этому вещи.
+
Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи.
  
Данная статья отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие.
+
Данная серия статей отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие.
  
==Преамбула==
+
==Содержание==
 +
# [[CD-R диски — технология изнутри]]
 +
# Совместимость CD и CD-R
 +
 
 +
<!-- ==Преамбула==
 
Для начала озвучу банальный, но неизвестный многим факт — '''вся аудио-аппаратура<ref>Кроме совсем редких моделей профессиональной студийной техники.</ref> выпущенная с 1982 г. по середину 90ых, изначально не поддерживают формат CD-R и более поздние в принципе'''. То есть, <u>вообще</u>. Так почему же проигрыватели первых поколений некоторые «болванки» всё-таки читают? Давайте разберёмся.
 
Для начала озвучу банальный, но неизвестный многим факт — '''вся аудио-аппаратура<ref>Кроме совсем редких моделей профессиональной студийной техники.</ref> выпущенная с 1982 г. по середину 90ых, изначально не поддерживают формат CD-R и более поздние в принципе'''. То есть, <u>вообще</u>. Так почему же проигрыватели первых поколений некоторые «болванки» всё-таки читают? Давайте разберёмся.
  
 
==Техническая часть==
 
==Техническая часть==
Для начала определимся с техническими характеристиками, самой важной для нас из которых является т.н. длина волны лазера (λ, нм). То есть, характеристика спектра электромагнитного излучения, испускаемого источником, в нашем случае лазерным диодом (красного и инфракрасного цвета), необходимая для получения правильных данных с информационной поверхности диска.
+
Для начала определимся с техническими характеристиками, самой важной для нас из которых является т.н. длина волны лазера (λ, нм). То есть, характеристика спектра электромагнитного излучения, испускаемого источником, в нашем случае лазерным диодом (красного и инфракрасного цвета), необходимая для получения правильного отражения (данных) с информационной поверхности диска.
  
 
* Длина волны стандартного Compact Disc (Digital Audio) — 780 нм.
 
* Длина волны стандартного Compact Disc (Digital Audio) — 780 нм.
* Длина волны Compact Disc Readable (CD-R) — 715 нм.
+
* Длина волны Compact Disc Readable (CD-R) — 712­-715 нм.
 
* Длина волны Compact Disc Readable-Writable (CD-RW) — ≈650 нм.
 
* Длина волны Compact Disc Readable-Writable (CD-RW) — ≈650 нм.
  
 
В принципе, остальные отличия между стандартами играют менее значимую роль (но также значимую, о чём ниже), однако основное отличие заключается именно в этом. Далее.
 
В принципе, остальные отличия между стандартами играют менее значимую роль (но также значимую, о чём ниже), однако основное отличие заключается именно в этом. Далее.
  
Для стабильного чтения максимально широкого круга производимых дисков (а также включая разную степень износа) без ошибок, длина лазера должна колебаться с пределах ±50—100 нм от указанной в спецификации. Таким образом, минимальный предел чтения предназначенного для Red Book-стандарта (как то CDDA) лазера — около 700 нм., то есть '''CD-R «болванки» воспроизводятся на грани читаемости, CD-RW же не читается вообще'''. Выходит, поддержка данного формата является незадокументированной возможностью, гарантированную работу которой производитель не обещает и даже не планировал. Откуда логично проистекают все проблемы, связанные с чтением данных типов КД. Однако, здесь сто́ит отметить два важных нюанса.
+
==Почему болванки могут не читаться==
 +
Для стабильного чтения максимально широкого круга производимых дисков (а также включая разную степень износа) без ошибок, длина лазера должна колебаться с пределах ±50—100 нм от указанной в спецификации. Таким образом, нижний предел чтения лазера, предназначенного для обыкновенного штампованного компакт-диска (как то CDDA) — около 700 нм., то есть '''CD-R «болванки» воспроизводятся на грани читаемости, CD-RW же не читается вообще'''. Выходит, поддержка данного формата является незадокументированной возможностью, гарантированную работу которой производитель не обещает и даже не планировал. Откуда логично проистекают все проблемы, связанные с чтением данных типов КД. Однако, здесь сто́ит отметить два важных нюанса.
 +
 
 +
'''1. Нечитаемость «болванок» — первый признак «умирающего» лазера.''' За исключением считанных моделей 1982—1983 гг. выпуска, у которых эта проблема «родовая», данное правило применимо ко всем без исключения проигрывателям компакт-дисков.
 +
 
 +
Несмотря на то, как мы уже отметили выше, возможность чтения CD-R не является изначально задуманной, «штамповка» (т.е. лицензионные диски) обязана читаться практически в любом состоянии, в т.ч. покрытая толстым слоем микроцарапин (которые закономерно понижают отражающую способность поверхности диска, вынуждая лазер считывать в более низкочастотном световом спектре). К ПКД первого и второго поколения это правило применимо особенно, в силу того, что тогда «транспорты» выпускались со стальными «стойками» (шпинделями), оснащались преимущественно стеклянными линзами и комплектовались мощными лазерными диодами компании Sharp, Matsushita, Sanyo. Причём выпущенными не где-то, а в Японии, на самых передовых заводах мира того времени. Всё это давало отказоустойчивость механизма, близкую к вечной. И если эта «головка» вдруг перестаёт считывать «полуфабрикат», то через месяц она перестанет считывать большинство фирменных дисков, а ещё через пару перестанет зажигаться вообще. Поэтому крайне не советуется приобретать с рук проигрыватели, в описании к которым указанно, что CD-R они не читают, т.к. этого, де, не написано в технических характеристиках. Это означает, что продавец в курсе скорой кончины плеера, и пытается впарить «некондицию» лоху.
 +
 
 +
'''2. На правильное чтение записанных на компьютере дисков также сильно влияет скорость записи, качество <u>изготовления</u> блина и сама модель пишущего привода.''' С этого момента остановимся подробнее.
 +
 
 +
==Как хранится информация на компакт-диске==
 +
Сделаем небольшое отступление и начнём с самых азов — рассмотрим, как формируется информация на диске. Все форматы стандарта Rainbow Books (кроме магнитооптического, CD-MO) используют метод оптического считывания рельефа поверхности информационного слоя диска. Информация записывается по спирали от начала к концу (в отличие от грампластинок) при помощи питов (углублений), выдавленных в поликарбонатной основе. Считывание происходит в двоичном режиме: углубление — условная единица, плоская поверхность — условный ноль. Эта детерминированность позволяет информации не меняться со временем и быть 1-в-1 воспроизведённой в виде копии. Дополнительно устойчивость хранимых данных обеспечивает метод CIRC (код Рида-Соломона), обеспечивающий до 25% информации для восстановления, а также дополнительные светопропускающие слои компакт-диска. Последнее отмечаю особенно, так как в последнее время развелось много неграмотных идиотов, ответственно заявляющих, что от материала диска зависит качество звука, а от протирки «неправильным» чистящим средством поверхности качество ещё и может ухудшиться. Мне трудно спорить с людьми, не дружащих с логикой и не знающих азов школьной физики, поэтому просто напишу, что если так действительно и было, то все записанные диски проигрывали бы лишь белый шум, т.к. любой испорченный хотя бы одним неверно записанным питом «сэмпл»<ref>''от англ.'' sample — пример, наименьший отрезок звуковой волны, состоящий по-умолчанию из 16 бит (т.е. 16 отрезков, заполненных питами или ровными плоскостями) — предусмотрен стандартом CD Audio и форматом PCM Wave (*.wav).</ref> представляет собой абсолютно случайный сигнал. Грубо говоря, звук либо есть, либо его нет. Промежуточных состояний просто не существует<ref>То есть, шанс получить приблизительно похожий сигнал в течение 1/44 секунды (44,1 кГц по-умолчанию предусмотрен стандартом CD Audio и форматом PCM Wave (*.wav)) составляет менее 10<sup>-5</sup>, что есть 0,00001%. Попробуйте посчитать вероятность составления похожего сигнала в течение 44/44 секунд.</ref>. Существуют лишь явно слышимые человеческим ухом выпадения сигнала из аудиопотока (щелчки, цокот, хрип и т.д.), исправление которых будет рассматриваться нами ниже.
 +
 
 +
==Из чего состоит Audio CD==
 +
Разобравшись, как хранится информация на диске, сто́ит также понять, как она устроена и что может вызвать причину неправильного чтения.
 +
 
 +
Всего стандартом Red Book, описывающим формат Compact Disc Digital Audio, предусмотрено три типа данных
 +
 
 +
* '''Table of Content''' или '''TOC''' — разметка диска, определяющая его размер, количество сессий\дорожек и зазоров между ними. То есть, это суть та же разметка (или плейлист) в формате *.cue, только перенесённая на диск.
 +
* '''Track''' или '''дорожка''' — непосредственно звуковой отрывок, имеющий начало и конец, прописанный в TOC.
 +
* '''Gap''' (pre-gap) или '''зазор''' — пауза между треками, т.е. попросту тишина, забитая нулевыми битами. Зависит от прописанного в TOC параметра, индивидуального для каждого межтрекового зазора.
 +
 
 +
С каждым из перечисленных компонентов может быть связана та или иная проблема, симптоматика которой позволяет определить её источник.
 +
 
 +
==Проблемы с чтением болванок==
 +
Как только мы убедились, что проблема с чтением CD-R записей не является следствием выходящего из строя считывателя на ПКД, т.е. проблема «плавающая» и зависит исключительно от конкретной записи, можно приступать к диагностике проблем.
 +
 
 +
===Диск не считывается вообще===
 +
Обыкновенно это выглядит так — диск крутится, крутится, после чего выкидывает «No disc», «Error» и т.п. Очевидно, проблема в том, что TOC был неправильно записан. Обыкновенно причиной этого являются —
 +
— плохо изготовленный блин
 +
— неправильно выставленное смещение записи
 +
 
 +
===Диск считывается, но играет с треском===
 +
Часто, «особенность» записи проявляется лишь к середине-концу диска. Выражается она в характерных щелчках, периодических «цоканьях» и цифровом шуме на громких моментах.
  
1. Нечитаемость «болванок» — первый признак «умирающего» лазера. За исключением считанных моделей 1982—1983 гг. выпуска, у которых эта проблема «родовая», данное правило применимо ко всем без исключения проигрывателям компакт-дисков.
+
===Диск считывается, но теряется при перемотке===
 +
Проблема, в основном, возникает при неправильно нанесённой разметке, не совпадающей или вообще отсутствующей в местах «стыков» треков меж собой. Проблема может нести как программный, так и аппаратный характер.
  
Несмотря на то, как мы уже отметили выше, возможность чтения CD-R не является изначально задуманной, «штамповка» (т.е. лицензионные диски) обязана читаться практически в любом состоянии, в т.ч. покрытая толстым слоем микроцарапин (которые закономерно понижают отражающую способность поверхности диска). К ПКД первого и второго поколения это правило применимо особенно, в силу того, что тогда «транспорты» выпускались со стальными «стойками» (шпинделями), оснащались преимущественно стеклянными линзами и комплектовались сверх-надёжными лазерными диодами компании Sharp, Matsushita, Sanyo. Причём выпущенными не где-то, а в Японии, на самых передовых заводах мира того времени. И если эта «головка» перестаёт считывать «полуфабрикат», то через месяц она перестанет считывать большинство фирменных дисков, а ещё через пару перестанет зажигаться вообще. Поэтому крайне не советуется приобретать с рук проигрыватели, в описании к которым указанно, что CD-R они не читают, т.к. этого, де, не написано в технических характеристиках. Это означает, что продавец в курсе скорой кончины плеера, и пытается сбыть «некондицию» лоху.
+
Проблемой потери дорожки периодически грешит утилита Feurio! при выставлении нулевых зазоров между треками на некоторых моделях пишущих приводов. В остальных случаях, корень проблемы всё тот же, что и в случае потери целостности сигнала.
  
2. На правильное чтение записанных на компьютере дисков также сильно влияет скорость записи, качество блина и сама модель пишущего привода. С этого момента остановимся подробнее.
+
Решение:
  
Начнём с рассмотрения вопроса, как формируется информация на диске. Все форматы стандарта Rainbow Books (кроме магнитооптического, CD-MO) используют метод оптического считывания рельефа поверхности информационного слоя диска. Информация записывается по спирали от начала к концу (в отличие от грампластинок) при помощи питов (углублений), выдавленных в поликарбонатной основе. Считывание происходит в двоичном режиме: углубление — условная единица, плоская поверхность — условный ноль. Эта детерминированность позволяет информации не меняться со временем и быть 1-в-1 воспроизведённой в виде копии. Устойчивость хранимых данных дополнительно обеспечивает CIRC-метод (код Рида-Соломона), обеспечивающий до 25% информации для восстановления, а также дополнительные светопропускающие слои компакт-диска. Последнее отмечаю особенно, так как в последнее время развелось много неграмотных идиотов, ответственно заявляющих, что от материала диска зависит качество звука, а от протирки «неправильным» чистящим средством поверхности качество ещё и может ухудшиться. Мне трудно спорить с людьми, не знающих азов школьной математики и физики, поэтому просто напишу, что если так действительно и было, то все записанные диски проигрывали бы лишь белый шум, т.к. любой испорченный хотя бы одним неверно записанным питом «сэмпл»<ref>''от англ.'' sample — пример, наименьший отрезок звуковой волны, состоящий по-умолчанию из 16 бит (т.е. 16 отрезков, заполненных питами или ровными плоскостями) — предусмотрен форматами PCM Wave (*.wav) и CD Audio.</ref> представляет собой абсолютно случайный сигнал. Грубо говоря, звук либо есть, либо его нет. Промежуточных состояний просто не существует<ref>То есть, шанс получить приблизительно похожий сигнал в течение 1/44 секунды (44,1 кГц по-умолчанию предусмотрен форматами PCM Wave (*.wav) и CD Audio) составляет менее 10<sup>-5</sup>, что есть 0,00001%. Попробуйте посчитать вероятность составления похожего сигнала в течение 2/44 секунд.</ref>. Существуют лишь явно слышимые человеческим ухом выпадения сигнала из аудиопотока, исправление которых будет рассматриваться нами ниже.
 
 
==Примечания==
 
==Примечания==
 
{{примечания}}
 
{{примечания}}
http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm
+
http://www.cmcdisc.com/cr_spec.htm -->

Текущая версия на 23:51, 30 ноября 2013

Слушать музыку любят все. Найти ту, которая нравится в оригинальной лицензии — смогут далеко немногие. А прожечь скачанную с интернета музыку на «болванку» сейчас может почти каждый. И, несмотря на тривиальность поставленного вопроса, при работе с винтажной аудиотехникой возникают определённые трудности, связанные с записью и последующим воспроизведением самостоятельно записанных дисков, которые по незнанию списывают на «севший лазер», «подыхающий ЦАП» и прочие часто несвойственные этому вещи.

Данная серия статей отвечает на вопросы — чем писать? на что писать? как воспроизводить? и многие другие.

Содержание

  1. CD-R диски — технология изнутри
  2. Совместимость CD и CD-R


Профиль